Неоднократно "РК" писал о том, что с 1 января без всяких на то законных оснований в России действует приказ Государственного таможенного комитета (N 1411 от 9 декабря 2003 г.), который установил заоблачные ставки на ввоз легковых автомобилей. По ним та сумма, которую гражданин должен внести государству в качестве предоплаты за подержанный автомобиль, в несколько раз превышает сумму, которую он должен будет заплатить за все таможенное оформление в итоге. Таким образом, ввезти подержанную легковушку мог себе позволить лишь тот, кто в состоянии кредитовать на пару месяцев государство в лице таможни тремя, а то и пятью тысячами евро. Но не сами ставки депозитов вызывали вопросы, а то, что приказ этот начал действовать, несмотря на то что он не прошел обязательных для таких документов процедур - регистрацию в Министерстве юстиции и публикацию в "Российской газете". Не может быть, чтоб ответственные за делопроизводство лица в ГТК не знали об этом - другие приказы этого ведомства регулярно поступают в Минюст, после чего не менее регулярно печатаются в "РГ". Кстати, предшественники 1411-го также регистрировались в Минюсте. Почему же он сам не попал к юристам?
На этот вопрос могут быть два ответа. Либо таможня испугалась, что Минюст не пропустит эти явно завышенные ставки, поскольку они серьезно ущемляют права граждан, ставя их реализацию в зависимость от наличия лишних денег, а государству давая возможность бесплатно пользоваться этими деньгами. Авось и без регистрации будет работать... Либо кто-то из ГТК решил просто подставить свое начальство, "забыв" отправить приказ в Минюст... Или же ГТК в обход правительства и Госдумы решил проводить самостоятельную политику... Так или иначе, но расплачиваться за эти чиновничьи вольности или подковерную возню пришлось простым автолюбителям. За два месяца действия этого приказа уже есть случаи, когда людей останавливали на границе, запирали на штрафстоянку машину и отправляли за тысячи километров домой оплачивать депозит, чтоб потом вернуться на границу за машиной.
В первой же публикации этого года на тему незаконного приказа мы обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой опротестовать таможенное самоуправство в Верховном суде. Однако ведомство г-на Устинова хранит на этот счет молчание, несмотря на то что месяц, отведенный законом на ответ, давно истек (еще 13 февраля). Не заметили публикацию? В ГТК вот заметили и даже ответили (см. "РК" от 4 марта). Или есть дела поважнее?
И вот стало известно, что в конце февраля ГТК все-таки направил злополучный приказ на регистрацию в Министерство юстиции. Неужели совесть взыграла или журналисты допекли? Или все-таки из прокуратуры позвонили? Так или иначе, но приказ в "фильтрующем" министерстве, и у него есть все шансы не пройти через фильтр соответствия его Конституции и законам Российской Федерации. Процесс "фильтрации" занимает обычно от 15 до 30 дней, так что в конце марта мы узнаем, каковым его считают в министерстве. Пока же Минюст не дал своего заключения, хотим напомнить, что любой гражданин или юридическое лицо, считающее, что ведомственный приказ нарушил или ущемил их права, может самостоятельно обратиться в Верховный суд с иском об отмене этого приказа как принятого в обход установленной законом процедуры.
P.S. Кстати, в коррективу 1411-му ГТК 29 декабря выпустил приказ N 1562, разделивший самую дорогую группу автомобилей (мощностью свыше 200 л.с.) на две подгруппы: новые и 3- 6-летние. Теперь желающие ввезти мощную подержанную машину должны будут предоплатить не 25000, а "только" 15000 евро. Так вот, легитимная судьба его еще более туманна: сведений о его направлении в Минюст пока нет.
/"Русский курьер"/
На этот вопрос могут быть два ответа. Либо таможня испугалась, что Минюст не пропустит эти явно завышенные ставки, поскольку они серьезно ущемляют права граждан, ставя их реализацию в зависимость от наличия лишних денег, а государству давая возможность бесплатно пользоваться этими деньгами. Авось и без регистрации будет работать... Либо кто-то из ГТК решил просто подставить свое начальство, "забыв" отправить приказ в Минюст... Или же ГТК в обход правительства и Госдумы решил проводить самостоятельную политику... Так или иначе, но расплачиваться за эти чиновничьи вольности или подковерную возню пришлось простым автолюбителям. За два месяца действия этого приказа уже есть случаи, когда людей останавливали на границе, запирали на штрафстоянку машину и отправляли за тысячи километров домой оплачивать депозит, чтоб потом вернуться на границу за машиной.
В первой же публикации этого года на тему незаконного приказа мы обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой опротестовать таможенное самоуправство в Верховном суде. Однако ведомство г-на Устинова хранит на этот счет молчание, несмотря на то что месяц, отведенный законом на ответ, давно истек (еще 13 февраля). Не заметили публикацию? В ГТК вот заметили и даже ответили (см. "РК" от 4 марта). Или есть дела поважнее?
И вот стало известно, что в конце февраля ГТК все-таки направил злополучный приказ на регистрацию в Министерство юстиции. Неужели совесть взыграла или журналисты допекли? Или все-таки из прокуратуры позвонили? Так или иначе, но приказ в "фильтрующем" министерстве, и у него есть все шансы не пройти через фильтр соответствия его Конституции и законам Российской Федерации. Процесс "фильтрации" занимает обычно от 15 до 30 дней, так что в конце марта мы узнаем, каковым его считают в министерстве. Пока же Минюст не дал своего заключения, хотим напомнить, что любой гражданин или юридическое лицо, считающее, что ведомственный приказ нарушил или ущемил их права, может самостоятельно обратиться в Верховный суд с иском об отмене этого приказа как принятого в обход установленной законом процедуры.
P.S. Кстати, в коррективу 1411-му ГТК 29 декабря выпустил приказ N 1562, разделивший самую дорогую группу автомобилей (мощностью свыше 200 л.с.) на две подгруппы: новые и 3- 6-летние. Теперь желающие ввезти мощную подержанную машину должны будут предоплатить не 25000, а "только" 15000 евро. Так вот, легитимная судьба его еще более туманна: сведений о его направлении в Минюст пока нет.
/"Русский курьер"/