ГТК России подвел некоторые итоги работы таможенных органов за пять месяцев действия нового Таможенного кодекса, вступившего в силу 1 января 2004 г.
В целом сформирована нормативно-правовая база, обеспечившая бесперебойную работу таможенных органов в новых условиях. ГТК России, реализуя полномочия, данные ему Таможенным кодексом, разработал и издал нормативные правовые акты, которые не были охвачены кодексом, определил порядок совершения таможенных операций при тех или иных таможенных процедурах, разработал инструкции для должностных лиц таможенных органов, в которых четко прописан порядок их действий, исключив при этом возможность выставления неправомерных требований к участникам ВЭД.
В условиях расширения товарооборота России и возрастающих транспортных потоков таможенным органам удалось полностью решить проблему очередей на границе. Проведенный анализ ситуации на автомобильных пунктах пропуска, в том числе на самых напряженных участках границы, показал, что очереди в пунктах пропуска отсутствуют. Например, в пунктах пропуска "Торфяновка", "Брусничное", "Мамоново", "Багратионовск" и др., через которые проходит основной поток грузов из ЕС, все операции по таможенному оформлению транспортных средств при условии предоставления надлежащим образом подготовленных документов не превышают 20 минут.
В железнодорожных пунктах пропуска оформление состава происходит в период технологической остановки на передаточных станциях.
Издание приказа ГТК России от 27.08.2003 N 939, позволившего хранить товары в зоне таможенного контроля на территории порта позволило к настоящему времени нормализовать ситуацию с оформлением грузов в морских пунктах пропуска.
Закрепленная в ТК РФ обязанность таможенных органов осуществлять таможенное оформление в срок, не превышающий трех дней, в основном соблюдается. В настоящее время в среднем 98% всех грузовых таможенных деклараций оформляются в срок до трех дней.
Для обеспечения информационной поддержки таможенных технологий, определенных новым Таможенным кодексом, проведена модернизация всех автоматизированных систем. Всего доработано 103 комплекса программных средств, обеспечивающих таможенный контроль и таможенное оформление на всех уровнях инфраструктуры. При этом в часть программ уже заложены элементы новой философии таможенного администрирования, основанной на анализе и управления рисками.
Особое значение для дальнейшего совершенствования работы по ускорению прохождения грузов через границу и основного таможенного оформления имеет проект "Зеленый коридор", а также широкое внедрение системы электронного декларирования. Проект "Зеленый коридор", в котором участвуют таможенные службы России, Финляндии и Швеции на российско-финляндской границе, вводится в штатную эксплуатацию 1 июня 2004 года. В дальнейшем планируется распространить данный проект на товары, перемещаемые другими видами транспорта (морской и железнодорожный), а также привлечь к участию в нем другие страны, выразившие свою заинтересованность (Норвегия, Польша, Германия, Китай).
Успешный эксперимент по электронному декларированию в Московском регионе на посту "Каширский" позволил начать более широкое внедрение этой прогрессивной технологии. Подготовлена и в конце июля вступает в силу Инструкция о совершенствовании таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме. Тем самым электронное декларирование из экспериментальной технологии превращается в обычную практику работы таможенных органов. В настоящее время технически полностью готовы к работе с электронными декларациями 11 таможенных постов, из них 9 - в Центральном таможенном управлении (Каширский, Бородкинский, Специализированный, Красногорский, Есиповский, Чертановский, Киевский, Железнодорожный, Фокинский), 2 - в Приволжском таможенном управлении (т/п АвтоВАЗ Тольяттинской таможни и Западный Пермской таможни).
Ускорение таможенного оформления, как и ожидалось, привело к заметному росту доходов федерального бюджета. В январе-мае 2004 г. таможенные органы перечислили в казну государства 424,5 млрд. рублей по сравнению с 281,2 млрд. руб. за тот же период 2003 года. В том числе платежи по импортным операциям выросли почти на 20% - со 168,2 млрд. рублей до 200,8 млрд. рублей.
За истекшие месяцы года стало очевидным, что представители околотаможенной сферы полностью приспособились к работе в новых условиях. Некоторое сокращение числа компаний, действующих в этой области, не привело к ухудшению качественных показателей и снижению эффективности работы.
По состоянию на конец мая 2004 г. в Ресстр таможенных перевозчиков включены 63 транспортные компании, из них 20 - региональные ( в 2003 г. - 93 общероссийских и 84 региональных). В соответствии с международной процедурой таможенного транзита (Конвенция МДП, 1975 г.) за январь-май было оформлено 251 тыс. товарных партий, процент недоставки снизился к настоящему времени до 0,015% (в конце прошлого года - 0,027%).
Количество складов временного хранения и таможенных складов также уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Из 1469 СВХ, работавших в 2003 г. к настоящему времени в Реестр выключены 888. Из 219 таможенных складов продолжили свою работу 166. Количество таможенных брокеров сократилось с 864 до 312.
Таможенные органы работают над расширением практики применения статьи 68 ТК РФ, позволяющей устанавливать в отношении отдельных лиц специальные упрощенные таможенные процедуры. В ГТК России с начала года поступило более 150 обращений организаций, желающих воспользоваться преимуществами, данными ст. 68 ТК РФ. На сегодняшний день издано 14 распоряжений, устанавливающих специальные упрощенные процедуры, включающие в себя выпуск товаров до подачи таможенной декларации, хранение товаров на складе получателя. После наработки соответствующей практики и разработки методики проверки ведения организацией системы учета коммерческой документации, решение вопроса о допуске организации к упрощенным процедурам будет передано на уровень региональных таможенных управлений.
/Пресс-служба ГТК России/
В целом сформирована нормативно-правовая база, обеспечившая бесперебойную работу таможенных органов в новых условиях. ГТК России, реализуя полномочия, данные ему Таможенным кодексом, разработал и издал нормативные правовые акты, которые не были охвачены кодексом, определил порядок совершения таможенных операций при тех или иных таможенных процедурах, разработал инструкции для должностных лиц таможенных органов, в которых четко прописан порядок их действий, исключив при этом возможность выставления неправомерных требований к участникам ВЭД.
В условиях расширения товарооборота России и возрастающих транспортных потоков таможенным органам удалось полностью решить проблему очередей на границе. Проведенный анализ ситуации на автомобильных пунктах пропуска, в том числе на самых напряженных участках границы, показал, что очереди в пунктах пропуска отсутствуют. Например, в пунктах пропуска "Торфяновка", "Брусничное", "Мамоново", "Багратионовск" и др., через которые проходит основной поток грузов из ЕС, все операции по таможенному оформлению транспортных средств при условии предоставления надлежащим образом подготовленных документов не превышают 20 минут.
В железнодорожных пунктах пропуска оформление состава происходит в период технологической остановки на передаточных станциях.
Издание приказа ГТК России от 27.08.2003 N 939, позволившего хранить товары в зоне таможенного контроля на территории порта позволило к настоящему времени нормализовать ситуацию с оформлением грузов в морских пунктах пропуска.
Закрепленная в ТК РФ обязанность таможенных органов осуществлять таможенное оформление в срок, не превышающий трех дней, в основном соблюдается. В настоящее время в среднем 98% всех грузовых таможенных деклараций оформляются в срок до трех дней.
Для обеспечения информационной поддержки таможенных технологий, определенных новым Таможенным кодексом, проведена модернизация всех автоматизированных систем. Всего доработано 103 комплекса программных средств, обеспечивающих таможенный контроль и таможенное оформление на всех уровнях инфраструктуры. При этом в часть программ уже заложены элементы новой философии таможенного администрирования, основанной на анализе и управления рисками.
Особое значение для дальнейшего совершенствования работы по ускорению прохождения грузов через границу и основного таможенного оформления имеет проект "Зеленый коридор", а также широкое внедрение системы электронного декларирования. Проект "Зеленый коридор", в котором участвуют таможенные службы России, Финляндии и Швеции на российско-финляндской границе, вводится в штатную эксплуатацию 1 июня 2004 года. В дальнейшем планируется распространить данный проект на товары, перемещаемые другими видами транспорта (морской и железнодорожный), а также привлечь к участию в нем другие страны, выразившие свою заинтересованность (Норвегия, Польша, Германия, Китай).
Успешный эксперимент по электронному декларированию в Московском регионе на посту "Каширский" позволил начать более широкое внедрение этой прогрессивной технологии. Подготовлена и в конце июля вступает в силу Инструкция о совершенствовании таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме. Тем самым электронное декларирование из экспериментальной технологии превращается в обычную практику работы таможенных органов. В настоящее время технически полностью готовы к работе с электронными декларациями 11 таможенных постов, из них 9 - в Центральном таможенном управлении (Каширский, Бородкинский, Специализированный, Красногорский, Есиповский, Чертановский, Киевский, Железнодорожный, Фокинский), 2 - в Приволжском таможенном управлении (т/п АвтоВАЗ Тольяттинской таможни и Западный Пермской таможни).
Ускорение таможенного оформления, как и ожидалось, привело к заметному росту доходов федерального бюджета. В январе-мае 2004 г. таможенные органы перечислили в казну государства 424,5 млрд. рублей по сравнению с 281,2 млрд. руб. за тот же период 2003 года. В том числе платежи по импортным операциям выросли почти на 20% - со 168,2 млрд. рублей до 200,8 млрд. рублей.
За истекшие месяцы года стало очевидным, что представители околотаможенной сферы полностью приспособились к работе в новых условиях. Некоторое сокращение числа компаний, действующих в этой области, не привело к ухудшению качественных показателей и снижению эффективности работы.
По состоянию на конец мая 2004 г. в Ресстр таможенных перевозчиков включены 63 транспортные компании, из них 20 - региональные ( в 2003 г. - 93 общероссийских и 84 региональных). В соответствии с международной процедурой таможенного транзита (Конвенция МДП, 1975 г.) за январь-май было оформлено 251 тыс. товарных партий, процент недоставки снизился к настоящему времени до 0,015% (в конце прошлого года - 0,027%).
Количество складов временного хранения и таможенных складов также уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Из 1469 СВХ, работавших в 2003 г. к настоящему времени в Реестр выключены 888. Из 219 таможенных складов продолжили свою работу 166. Количество таможенных брокеров сократилось с 864 до 312.
Таможенные органы работают над расширением практики применения статьи 68 ТК РФ, позволяющей устанавливать в отношении отдельных лиц специальные упрощенные таможенные процедуры. В ГТК России с начала года поступило более 150 обращений организаций, желающих воспользоваться преимуществами, данными ст. 68 ТК РФ. На сегодняшний день издано 14 распоряжений, устанавливающих специальные упрощенные процедуры, включающие в себя выпуск товаров до подачи таможенной декларации, хранение товаров на складе получателя. После наработки соответствующей практики и разработки методики проверки ведения организацией системы учета коммерческой документации, решение вопроса о допуске организации к упрощенным процедурам будет передано на уровень региональных таможенных управлений.
/Пресс-служба ГТК России/