Государственная дума приняла законопроект "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994г.". За присоединение РФ к международной организации проголосовала фракция "Единая Россия", против - КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".
Россия в качестве государства - члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению. После ратификации протокол становится частью правовой системы РФ. В случае, если протоколом установлены иные правила, чем предусмотрены российским законодательством, применяются правила протокола.
Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и импортных квот. На сегодня в ВТО состоит 80% стран мира, на их долю приходится 97% мирового торгового оборота. На основе доли страны в мировом торговом обороте рассчитывается взнос страны - участницы в ВТО.
Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов в ходе пленарного заседания пояснил, что соглашение ВТО устанавливает "четкие правила внешней торговли с понятным алгоритмом их применения". "Это обеспечивает, прежде всего, стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для экономических операторов, то есть для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов, то есть гарантии, что они будут работать по одинаковым правилам и у себя дома, и других странах", - пояснил глава ведомства.
Обязательства России по доступу на рынок товаров включают обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объемам поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям в сельском хозяйстве. В ходе переговоров импортные пошлины были согласованы на докризисном уровне. В среднем снижение ставок импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом по всей номенклатуре составит 3,6%, по промышленным товарам - с 11,2% до 7,6%, по сельскохозяйственным товарам - с 18,6% до 14,6%. Однако, по ряду отраслей участники переговоров пошли на серьезные уступки зарубежным партнерам, ослабив тарифную защиту на 10-15%, что не отвечает интересам российских производителей. Такая позиция отражена в заключении профильного комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, члены рабочей группы по ратификации отнесли автомобильную промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и легкую промышленность.
Напомним, что во время подготовки к ратификации неоднократно отмечалось, что снижение тарифной защиты является основным фактором риска для развития отраслей. Наиболее серьезные последствия может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка мяса, зерна, молока, сельхозмашиностроения, которое, может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, рабочих мест, прежде всего на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.
Однако, глава Минэкономразвития отметил, что "присоединение к ВТО обросло многими мифами и небылицами". "В дискуссиях часто упоминается цифра потерь в 1,5 трлн руб. Как она считается, нам не говорят. Критиковались якобы взятые нами обязательства об отказе от поддержки промышленности и сельского хозяйства, о выравнивании внутренних и мировых цен на газ, о ликвидации контроля за ввозом некачественных товаров. Все это мифы", - заверил А.Белоусов.
Также он напомнил, что на сегодняшний день разработан пакет законопроектов, направленных на защиту, в частности, сельского хозяйства. Кроме того, ряд законопроектов сейчас находится в правительстве на завершающей стадии проработки.
/РБК/