Вы здесь

Выживут крупнейшие.

Таможенным брокерам придется найти по 50 млн руб.

С 1 января многим российским таможенным брокерам скорее всего придется свернуть бизнес. По новому Таможенному кодексу для продолжения работы они должны будут предоставить ГТК обеспечение на 50 млн руб. Аналитики и участники рынка считают, что на это способны лишь 10 - 15 крупнейших брокеров, которые затем поделят рынок таможенного оформления и поднимут цены.

Сейчас каждый таможенный брокер должен получать в ГТК лицензию на работу. С 1 января, когда вступает в действие новый Таможенный кодекс, регистрация брокеров станет уведомительной. Но согласно статьям 140 и 339 кодекса для внесения в соответствующий реестр компания должна предоставить обеспечение в размере 50 млн руб. в форме банковской гарантии, денежного депозита, залога имущества или поручительства. По данным на первое полугодие 2003 г. , в России было около 1400 лицензированных таможенных брокеров.

"Наша компания не найдет таких средств или поручителей на такие суммы, как и любой обычный таможенный брокер, потому что это совсем не крупный бизнес. Брокер - это человек, который, по сути, просто подает за экспортера или импортера декларацию на таможне", - говорит начальник отдела декларирования "Калининградвнешторгсервиса" Алексей Зернов. По оценке замдиректора оренбургского таможенного агентства "Интертранссервис" Дениса Кузоваткина, в результате нововведения в России останется 10 - 15 крупнейших таможенных брокеров. "Это очень сильно ударит по рынку", - констатирует Кузоваткин.

Аналитики разделяют мнение брокеров. "Ни о какой конкуренции в рядах таможенных брокеров говорить не придется, - считает консультант компании ЕМСТС Елена Муравенко. - Останется десяток монополистов-гигантов, которые будут диктовать на рынке и цены, и качество услуг ". По мнению Юрия Волкова из Deloitte & Touche, изменение регулирования работы брокеров "убьет этот бизнес на корню". "Формально закон [новый Таможенный кодекс] сохраняет за действующими брокерами право работы по уже выданным лицензиям, - отмечает Волков, - но опять же при условии предоставления ими обеспечения".

Для импортеров и экспортеров новация может обернуться ростом расходов на оформление. "Оставшиеся брокеры непременно поднимут цены, - считает Волков из Deloitte & Touche. - Стоимость их услуг серьезно подорожает". По оценке Зернова из "Калининградвнешторгсервиса", речь может идти о 10-кратном увеличении расценок. "Сейчас оформление одной таможенной декларации у нас стоит $23, а крупнейшие компании, по моим сведениям, уже формируют новые ценники на $200, - отмечает брокер. - Ведь по новому [Таможенному] кодексу оформить груз сможет либо таможенный брокер, либо непосредственно представитель компании. Доверенность на другое лицо выдать невозможно, а командировка сотрудника может обойтись намного дороже, чем $200". Крупные компании - участники ВЭД, как говорит Муравенко из ЕМСТС, обычно имеют в штате специалиста по таможенному оформлению. Но, по мнению Кузоваткина, это выгодно только при постоянном грузопотоке, а на разовые контракты дешевле договариваться с брокерами.

Правда, ГТК оставил рядовым брокерам небольшую надежду. "В случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти", отвечающим за таможенное регулирование (т. е. самим ГТК) , в качестве обеспечения может приниматься договор страхования ответственности на те же 50 млн руб. "Если получится [договориться с ГТК], мы оформим обеспечение именно так, - сообщил на условиях анонимности один из таможенных брокеров. - Это лучше, чем кредитовать неизвестно кого на 50 млн руб. ".

Комментарии в ГТК на этот счет получить не удалось, а в Минэкономразвития уже озаботились проблемами брокеров. "При такой огромной сумме обеспечения рынок будет монополизирован несколькими таможенными брокерами, у которых есть эти деньги, и стоит задуматься, нужна ли такая система [обеспечения] вовсе, - говорит высокопоставленный источник в министерстве. - Мы поставили этот вопрос перед правительством". Однако, по мнению председателя думского подкомитета по таможенным вопросам Валерия Драганова, необходимые для изменения ситуации поправки в Таможенный кодекс вряд ли могут быть приняты до его вступления в действие.
/"Ведомости"/